Об образовании в Николаевскую эпоху

Убеждение в том, что влияние Запада представляет основную угрозу для политического строя и всех сторон национальной самобытности, выразилось в усилении традиционных консервативных начал. В николаевскую эпоху была проведена первая консервативная контрреформа системы образования. В образовании провозглашен принцип «знание и вера». На Церковь была возложена воспитательная и идеологическая функция, что стало стимулом к развитию системы профессиональной подготовки церковных кадров и ее модернизации.

В ходе анализа было установлено, что сугубо утилитарный подход государства к образованию негативно сказался на строе духовных школ. Идея «служебного долга» породила противоречие между целью и содержанием образования, что повлекло за собой неизбежное ухудшение его качества. Бюрократический подход получает свою полную реализацию в воспитательном процессе духовных школ, воплощаясь в господстве казарменно-дисциплинарного воспитательного начала, ставшего ведущей причиной секуляризации юношества, с которой будет бороться духовная школа вплоть до революционной катастрофы 1917 г.

В то же время в николаевский период государством осуществлялась комплексная программа по развитию системы духовных учебных заведений. Было обращено внимание на создание женских епархиальных школ как тип средних учебных заведений, а также на важность вопросов участия Церкви в делах народного образования.

Выявлено, что концентрация на апологии государственного порядка и церковной дисциплины становится причиной мощных деформаций церковного сознания, что неизбежно сказывается на внутреннем и внешнем авторитете Церкви. Формализация в церковной среде приводит к тому, что в сознании Россиян роль приходского священника в большей степени утеряла элемент живой личной духовности и воспитательной силы. В период царствования Николая I реальным двигателем, преобразования общества, выступила воспитательная традиция русского старчества, транслирующая миру моральные нормы, жизненные и духовные принципы богоустремленного аскетического существования.

Политическое развитие императорской России второй половины XIX века характеризуется чередованием периодов реформ и контрреформ. Страна стремилась к стабильности, но и к модернизации. Отсутствие единой стабильной и последовательной образовательной политики, а также принципиально различный взгляд внутрицерковной, педагогической, научной общественности на основные приоритеты, цели, характер и направленность образовательной и воспитательной деятельности стали причинами роста негативных настроений, беспорядков в юношеской среде. Однако, в развитии православного образования отмечены возвратно-поступательные тенденции. Православное образование непрерывно стремилось в существующих нестабильных условиях реализовать свои ценностные интенции. Исследованием установлено, что наряду с ослаблением дисциплины и увлечением различными социально-политическими идеями, в школьной микросреде воспитывается и религиозность у учащихся, и юношеский патриотизм, виден и прочный уклад церковной жизни.

Анализ пореформенных конструктов и концепций второй половины ХIХ века выявил, что реформирование в России требует некоего сочетания учитывающего как мировые достижения и ценности, так и российскую историческую самобытность, наши традиции, менталитет, культуру образ жизни специфику родовой основы.

Приоритетным направлением деятельности Православной Церкви этого периода является поиск новых путей воспитания общества на соборных началах. Во второй половине ХIХ века, благодаря совместным усилиям государства и Церкви, в России была создана система низших церковных школ, в основу которой были положены православно-общинные начала русской народной жизни.

#История_РПЦ

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *